Lo Studio Italiano. Главная. Языковые версии.
| Доклады |
| Итальянские вечера|


Сикстинская капелла

 

Творческая мастерская > Доклады

Сикстинская капелла

(7 аперля 2006 года, автор лекции Марина Шаталова, магистр 2 курса Литературного направления филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена)

Сикстинская капелла в Ватикане, исторический, художественный и религиозный памятник эпохи Возрождения, была построена между 1475 и 1483, во времени Римского папы Сикстa IV.

Она служит часовней при Папском дворце и местом выбора нового папы, после смерти предшествующего. 120, специально назначенных, епископов и архиепископов запираются в часовне и не покидают её, пока не изберут нового папу. Верующие, собравшиеся на площади, узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный же — о продолжении голосования. В остальное время, капелла открыта для посещения, как музей.

Это прямоугольное здание 40,93 метров длиной и 13,41 метров шириной, то есть точные размеры Храма Соломона, как говорится в Ветхом Завете. Высота часовни 20,70 метров. Сикстинская капелла, построенная архитектором Джованнино де Дольчи по заказу папы Сикстa IV, строилась с 1475 по 1483г. 15-ого августа 1483 прошло первое богослужение.

Внутри капелла представляет собой прямоугольный зал (≈40,93х13,41) с дугообразным потолком.

Верхние столбы ограды - первоначально из позолоченного железа, но теперь из декоративно обработанного дерева; выше - ряд канделябров. На двух мраморных плитах внизу - эмблемы Сикста IV.

Первоначальное оформление:

1 УРОВЕНЬ — входы в служебные помещения, задрапированные гобеленами. Для торжественных церемоний это были гобелены, изображавшие события от Евангелия и из жизни апостолов, выполненных по рисункам Рафаэля, и ткались они в 1515-1519г, в Брюсселе. Богато украшенная входная дверь расположена напротив алтаря. В неё входят только в праздничные и воскресные дни.

2 УРОВЕНЬ — фрески. В 1481 Римский папа Сикст IV Делла Ровера. пригласил живописцев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли, чтобы украсить стены фресками. Живопись стен была выполнена в течение удивительно короткого периода, только одиннадцать месяцев, с июля 1481 до мая 1482.

3 УРОВЕНЬ — окна и ниши с арками, где изображены бывшие папы.

ПОТОЛОК был исполнен Пьером Маттео де Амелиа в виде фрески звездного неба, украшенного блестками.

В 1508г новый Римский папа, Юлий II Деллa Роверa, племянник папы Сикста IV, поручил Микеланджело расписать наново потолок; работа была закончена между 1508 и 1512.

Затем, В 1535г Микеланджело по поручению Римского папы Павла III Фарнезе, начал расписывать алтарную стену сценой Страшного суда. Закончил фреску в1541г.

Здание может рассматриваться как личный памятник семейству Делла Роверa, так как Сикст IV начал его строительство, а продолжил — его племянник, Юлий II. Листья дуба и желуди, геральдические символы семейства Деллы Ровер, чьё имя означает буквально "от дуба", изобилуют на элементах фресок.

Фрески пострадали из-за многовековой копоти от свечей. Фреска Страшного Суда даже была закрашена при Папе Пие IV, которому показалось оскорбительным присутствие обнаженных фигур в сцене религиозного содержания.

Художественное оформление часовни было очищено и восстановлено в недавних десятилетиях. Проект, начатый с фресок пятнадцатого столетия - в 1965. Восстановление арок и сцены Страшного суда, начатого в 1980, было закончено в 1994.

Фрески потолка (1509-1512) Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

В 14 люнетах (арках), над изображениями пап.

Потолок состоит из центральной части, где расположены 9 сцен сотворения мира и из жизни Ноя. Микеланджело начинал работу от входа, в обратном хронологическом порядке.

Цетральная часть потолка, обрамленная светлым (нарисованным) карнизом, включает в себя сцены библейской легенды о сотворении мира и сцены из жизни Ноя.

В исполненных фресках Микеланджело дал историю человечества.

Мастер настойчиво проводит одну руководящую мысль: восхождение от низшего к высшему, от впавшего в животное состояние пьяного Ноя к всесильному Саваофу, воплощающему идею совершенства. Поэтому Микеланджело так расположил на потолке библейские сцены, что их приходится рассматривать в порядке, обратном хронологическому развитию действия.( сцены из жизни Ноя — у входа).

Прочитанная совсем по-новому библейская легенда позволила Микеланджело создать величавую поэму о творческой мощи человека, ибо Бог, в представлении Микеланджело, был первым художником мира, ничем не ограниченным в своих творческих замыслах.

1 фреска. Отделение света от тьмы:

Это - странно-абстрактная сцена, с примитивным и преднамеренно простым рисунком. Космический вихрь, внушающий страх, не имеющий ничего похожего в нашем мире. Бог начинается в бесконечности. Он поднял руки заставляя спирали света отмести темноту. Художники Ренессанса и их покровители часто были язычниками в сердце, но не Микеланжело, у которого религиозное рвение и любовь к красоте боролись друг с другом.

2 фреска. Сотворение Солнца и Луны:

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.

3 фреска. Отделение земли от воды:

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

4 фреска. Сотворение человека:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

5 фреска. Сотворение Евы:

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

6 фреска. Грехопадение и изгнание из рая:

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Прием непрерывного изображения: когда пространство одной картины изображает сразу несколько эпизодов сюжета).

7 фреска. Жертвоприношение Ноя:

Седьмая сцена в хронологическом порядке рассказа, "Жертва Ноя". В центральной группе Ной празднует спасение от потопа, принося жертву Богу, ему помогают члены его семьи. В хронологической последовательности библейского повествования, Жертва должна следовать, а не предшествовать Потопу, но, возможно, что Микеланджело предпочел оставить больше места для одной из больших групп потолка- для "Потопа".

8 фреска. Всемирный потоп:

"Всемирный потоп"- восьмая сцена в хронологическом порядке рассказа. Это была первая фреска, с которой Микеланджело начал свой труд.

В толковании Библии считается, что потоп, служил прототипом крещения, в то время, как Ковчег - символ Церкви. Святая вода при крещении удаляет первородный грех, наводнение — чистило мир грешников. Ной был спасен, благодаря Ковчегу.

Три различных образа поведения различаем в людях:
в то время как праведники ищут убежище в Ковчеге (Церковь) и находят спасение там, проклятые пытаются напасть на них.
Третьи, слишком привязанные к мирским вещам, пытаются спасти своё имущество, не понимая, что так они не спасутся.

На переднем плане фрески, обезумевшие, последние живые люди стремятся спастись, от всё прибывающей воды, толпясь на скалистом островке справа или устало поднимаясь вверх, на высоком холме слева. Отчаявшиеся, обозлённые, пытаются силой попасть в Ковчег, другие — раскачивают лодку, на которой уже нет для них места. Сценам насилия противостоит поведение тех, кто не ищет спасение за счет других, сострадает слабым, даже в момент собственной беды.

Главной идеей "Потопа", считал Микеланджело, является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их.

9 фреска. Опьянение Ноя:

Слева — Ной вскапывает виноградник. В центре —спящий, обнажённый Ной; Хам, стоящий спиной к нам, указывает пальцем на отца.

Глубокий сон пьяного Ноя, выбранного Богом, чтобы пережить Наводнение и гарантировать выживание человечества, показывает не передозировку вина, а потерю духовной памяти, гипнотический сон человека, не обращающего внимания на его происхождение и заветы Господа.

Сын, высмеявший его, не понимает, что творит. Преданность и благочестие Ноя умиротворяют Бога. Если сыновья дразнят отца, это - их собственный позор, не его; это - падение и непреклонная судьба, которую люди в их слепоте не видят, не понимают.

Пророки и сивиллы:

Пророки предсказывали, будущее, особенно о грядущем Спасителе, учили людей истинной вере и благочестию и творили разные знамения и чудеса. Четыре великих пророка: ДАНИИЛ, ИЕЗЕКИИЛЬ, ИСАИЯ и ИЕРЕМИЯ.

Сивиллы (сибиллы) — в древней Греции прорицательницы, бродившие по городам. К концу средневековья западная Церковь, интерпретируя высказывания сивилл, как предсказание событий христианской истории, признала двенадцать из них, как пророков пришествия Христа.

Симметрия: пять пророков чередуются c пятью сивиллами (так, что напротив каждого — сивилла), в определённом порядке, говорящем о совпадении предсказаний.

Уровень 1. Наказание Амана — Пророк Ионa — Медный змей (Фреска над алтарём)

Пророк Иона: предрекал вознесение Христа.

Наказание Амана: Ахашверош взошёл на трон персидской империи более чем две тысячи лет тому назад (в 3392 году после сотворения мира). Однажды, царь, язык которого развязало выпитое в огромных количествах вино, начал хвастать своим богатством, своей огромной империей, а затем и своей царицей Вашти, не имевшей себе равных необычайной красотой и чудесным обаянием. Один из опьяневших гостей, которому ударило в голову выпитое им большое количество вина, набрался отваги и потребовал от царя доказать правдивость своих слов и велеть Вашти показать свою красоту гостям. Царь тут же послал за царицей Вашти, повелев ей явиться пред гостями. «Можно ли послать за мною, как за рабыней, как за простой служанкой?!». И она смело воспротивилась повелению царя, наотрез отказавшись явиться в зал. Царь Ахашверош рассвирепел. Он призвал мудрецов своей империи вынести приговор Вашти за её неповиновение. Но многие из них боялись высказаться. Все молчали, за исключением Амана, бывшего тогда мало кому известным чиновником. Он посоветовал царю казнить Вашти, поскольку её постыдный поступок будет иметь далеко идущие последствия. И Вашти была казнена за её ослушание царю.
Теперь по всему царству начались поиски подходящей жены для царя. Все красивые дочери страны были доставлены во дворец с тем, чтобы царь мог выбрать себе одну из них в жены вместо Вашти. В Шушане проживал один очень богобоязненный и ученый еврей по имени Мордехай, который имел очаровательную и добросердечную кузину-Есфирь. Оставшись круглой сиротой, Есфирь воспитывалась у своего кузина Мардохя.
Для многих родителей было бы редкостной честью и большой привилегией выдать свою дочь за царя. Мордехай же со страхом ожидал тот день, когда Есфирь будет призвана во дворец, – он хорошо знал, что долго прятать её он не сможет. Наконец власти дознались об Эстер и забрали её в царский дворец. Прекраснейшие девушки из 127 провинций царской империи собрались в царском дворце в Шушане, и царь выбрал Есфирь. Мордехай наказал ей держать пока в тайне её происхождение, до наступления дня, когда она сможет открыть это. Таким образом, царь не знал ничего о национальности своей жены. Единственное, что он знал, это, то, что она была сиротой.
«Возьми Мордехая, - сказала Есфирь, – он мудр и праведен и предан тебе». Таким образом Мордехай стал советником царя. Однажды Мордехай подслушал во дворце беседу, которую вели между собой два царских служителя. Он узнал, что они замышляют отравить царя за то, что он снизил их по должности. Так он спас царя. Амана же стал богатейшим человеком того времени. Нечестными путями он приобрел себе несметные богатства и был у царя премьер-министром. На своей груди носил Аман изображение своего языческого идола, которому он поклонялся, и преследовал евреев за веру в Бога. Так как Мордехай не хотел кланяться язычнику, Аман решил его уничтожить. Он построил виселицу и собрался просить у царя разрешения на казнь, поскольку Мордехай был царским советником. Ночью царю приснился сон, что Аман стоит у его постели с поднятым над ним мечом. Проснувшись, он вспомнил как Мордехай спас его.

Когда утром Аман пришел к царю просить о казни Мордехея, царь спросил:
– Скажи мне, Аман, мудрый мой советник, как следует поступить с тем человеком, которого царь желает чествовать? Сердце Амана радостно забилось. «Царь хочет чествовать меня, подумал он, давно бы так!...». И приняв безразличный вид, Аман сказал с напускной скромностью: «Человек, которого царь желает чествовать, должен быть облачён в царские одежды самого царя; на голове его должна быть возложена царская корона, и он должен верхом на лошади проезжать по улицам города, в то время как один из важных царских министров бежит впереди него и кричит: «Так поступают с тем человеком, которого царь желает чествовать!». «Вот как! – думает царь про себя, – этот мерзавец действительно намеревается отнять у меня корону!» – Скорее, скорее, Аман, пойди и сделай все это Мордехаю! Аман был зол, но выполнил приказание царя. Есфирь же зная о неприязне Амана к ей и ее дяде, призналась в своем еврейском происхождении, и сказала, что Аман преследует евреев. Она боится за свою жизнь. Царь приказал повесить Амана на дереве, которое тот приготовил для Мардохая.

На фреске изображено три эпизода истории: справа — царь посылает Амана принести царское одеяние для Мордехая, который сидит в дверях, слева — Есфирь рассказывает царю о заговоре Амана, в центре — распятый на кресте Аман.

Медный змей: И пошли евреи кочевать 40 лет в пустынях Аравии. В пути они не один раз высказывали недовольство и обиду на свое путешествие. Господь за это наказывал их, но по молитвам Моисея миловал их. Однажды, за свой ропот на Бога, евреи были наказаны появлением множества ядовитых змей, которые жалили народ, так что многие умирали. Евреи раскаялись и просили Моисея помолиться о них Богу. Господь повелел Моисею сделать медного змия и повесить его на знамя. И кто из ужаленных смотрел с верою на медного змия, тот оставался жив.

В правой части фрески – жестоко наказаны выступившие против Бога и Моисея. Тела их переплетаются в неописуемой путанице, искаженные от крика лица. Змеи - везде!

В левой части фрески – Моисей c ребёнком стоит около медного Змея.

Уровень 2. Пророк Иеремия — Отделение света от тьмы — Ливийская сивилла

Пророк Иеремия: когда пророк появляется в Иерусалиме, он застает там борьбу со старыми суевериями, которые пытается искоренить царь Иосия. Иеремия со всей горячностью молодого сердца обрушивается на язычество, пустившее прочные корни. Иеремия предсказал гибель захват Иерусалима вавилонянами. За это его считали предателем и бросили в тюрьму. В 586 году до Рождества Христова царь Вавилонии Навуходоносор, захвативший до этого Сирию и Палестину, до основания разрушил оказавший сопротивление Иерусалим вместе с единственным Храмом иудеев, построенным еще при царе Соломоне. Первый, хотя и не последний, раз в истории Иудейское царство перестало существовать. Но Бог дает ему надежду и говорит, что Иерусалим – избранный город, который, в конце концов, будет спасен.

Сивилла Ливийская: она упрекающая людей в идолопоклонстве. Она последняя приносит пред-христианское пророчество.

Уровень 3. Предки Христа — Сотворение солнца и луны и растений — предки Христа

Уровень 4. Персидская сивилла — Отделение земли от воды — Пророк Даниил

Сивилла Персидская: называвшаяся Самбетою, пророчествовала двусмысленными стихами из своей книги. Художник полностью спрятал ее глаза, сосредоточенные на вещах вне этого мира.

Пророк Даниил: он еще мальчиком отведен был в вавилонский плен. Был в Вавилонском плену. Однажды Навуходоносор увидел необыкновенный сон, но, проснувшись утром, не мог его вспомнить. Сон же этот очень беспокоил царя. Он созвал всех мудрецов и гадателей и велел им напомнить этот сон и объяснить его значение. Но они не могли этого сделать и говорили: "нет на земле человека, который бы мог напомнить царю сон". Навуходоносор разгневался и хотел казнить всех мудрецов. Даниил, чтобы спасти мудрецов от неминуемой смерти, сам вызвался растолковать царю то, что его так взволновало. Начал же он свой рассказ со слов: Есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни.

Уровень 5. Предки Христа — Сотворение Адама — предки Христа

Уровень 6. Пророк Иезекииль — Сотворение Евы — Кумская сивилла

Пророк Иезекииль: он был среди взятых в плен в Вавилоне в 579 году до н. э. Иезекииль был современником пророка Иеремии. Будучи в плену вавилонском, еще до окончательного разрушения царства иудейского, он был призван Господом к пророческому служению. Пророк уже давно предсказывал гибель Иерусалима. В дни осады города Давидова, Иезекииль символически изображал перед народом бедствия блокады: голод и гибель.

Кумская Сивилла: кумская Сивилла предсказала Апокалипсис - Конец мира.

Уровень 7. Предки Христа — Грехопадение и изгнание из рая — предки Христа

Уровень 8. Эритрейская сивилла — Жертвоприношение Ноя — Пророк Исаия 

Сивилла Эритрейская: она предсказывала падение Трои; ей были известны книги Моисея. На фреске она задумчиво листает большую книгу. На её лице нет признаков того, что она предвидит судьбу Христа. Возможно, признак - испуганные глаза мальчикa (putti), слева, выше ее трона, который кажется сражённым каким-то ужасным видением.

Пророк Исайя: он родился в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Господь призвал его на служение еще в молодые годы. Приблизительно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, грядущий на "непокорных сынов" ветхозаветной Церкви.

Уровень9. Предки Христа — Всемирный потоп — предки Христа 

Уровень10. Пророк Иоиль — Опьянение Ноя — Дельфийская сивилла

Пророк Иоиль: о личности пророка и времени его жизни ничего не известно; молчат о нем и предания. Пророчество о Дне Господнем, согласно видению Иоиля – с одной стороны, это страшный День Суда. "Солнце превратится во тьму, и Луна – в кровь" (2,31).

Сивилла Дельфийская: пифия — жрица-прорицательница в храме Аполлона в Дельфах. Сивилла Дельфийская первая получила имя "Сивиллa" и больше всего славилась в древней Греции.

Уровень 11. Давид и Голиаф — Пророк Захария — Иудифь и Олоферн (Фреска над входом)

Пророк Захария: книга пророка Захарии делится на две части. В первой описывается обращение Бога к народу, видения пророка и его речи о венце Иисуса, о посте и о царстве Спасителя. По духовным традициям Захария - молод. Микеланджело показывает его мудрым стариком с бородой, возможно, чтобы подчеркнуть непостижимость его пророчеств.

У основания фигуры — герб фамилии Делла Ровера с диадемой и золотыми желудями.

Два пророка, Захария и Иона, представлены на главной оси Сикстинской капеллы не случайно. Захария, изображён выше двери капеллы, которую римский папа торжественно открывал в воскресенье — символ королевского входа Христа в Иерусалим и начало церемоний Страстной недели. Захария — главный пророк Страсти Христа. Иона, помещенный выше алтаря, предрекал вознесение Христа.

Давид и Голиаф: Давид не только известная личность еврейской истории, но также знаменитая символическая фигура в искусстве. Он жил в 10 в. до н. э., был оруженосцем и арфистом у царя Саула, а позже сам стал царем Израильско-Иудейского государства, причем он завоевал Иерусалим и сделал его центром своего царства. Победа над великаном Голиафом превратила его в типологический прообраз Христа, который поборол дьявола.

Согласно легенде, однажды, в царствование Саула, у евреев была война с филистимлянами. Когда войска стали друг против друга, из стана филистимского выступил великан, по имени Голиаф и крикнул евреям: "Зачем нам всем сражаться? Пусть кто-нибудь из вас выйдет против меня, и если он убьет меня, филистимляне будут вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами".

Сорок дней утром и вечером выступал этот великан и смеялся над евреями, понося воинство Бога живого. Царь Саул обещал большую награду тому, кто победит Голиафа, но никто из евреев не решался выступить против великана. В это время в стан еврейский пришел Давид навестить своих старших братьев и принес им пищу от отца. Услышав слова Голиафа, Давид вызвался сразиться с этим великаном, и просил царя, чтобы он разрешил ему. Саул согласился. Давид положил пять гладких камней в свою пастушескую сумку, взял пращу, то есть палку, приспособленную для бросания камней, и пошел против Голиафа. И вот, когда Голиаф стал приближаться, Давид поспешил к нему навстречу, вложил камень в пращу и пустил его в великана. Камень попал ему прямо в лоб. Голиаф упал без чувств на землю. Давид подбежал к Голиафу, вытащил у него меч и его же собственным оружием отсек ему голову. Увидев это, филистимляне, объятые ужасом, бросились в бегство.

Юдифь и Олоферн: Царь Навуходоносор разгневался на народы, которые перестали его бояться и решил предпринять грандиозный военный поход на запад, чтобы усмирить гордыню западных царей.
Начальником ассирийской армии назначается полководец Олоферн. Сначала планируется покорить страну и город Ветилую. Войска Олоферна подступили к Ветилуе с огромным войском. Чтобы покорить город, завоеватели захватили источник пресной воды. Тридцать четыре дня держались люди без воды. Жила в городе красивая вдова, Юдифь, которая решила спасти город . Она обула ноги свои в сандалии и возложила на себя цепочки, запястья, кольца, серьги и все свои наряды, и разукрасила себя, чтобы прельстить глаза мужчин, которые увидят ее. И дала служанке своей мех вина и сосуд масла, наполнила мешок мукою и сушеными плодами и чистыми хлебами и, обвернув все эти припасы свои, возложила их на нее". Вышла Юдифь со служанкой из города и направилась в лагерь Олоферна. Стража, увидев красавицу и узнав, что идёт она к Олоферну чтобы указать ему путь, которым он пойдет и овладеет всею нагорною страною, не потеряв ни одного воина, доложила ему. Олоферн ласково встретил Юдифь и пригласил за стол. Но она отказалась, сказав, что будет есть то, что принесла с собой. Через четыре дня устроил он пир, и Юдифь согласилась быть на нём и есть и пить, что подадут. От удовольствия Олоферн пил без меры. Когда гости разошлись, Юдифь взяла его же меч и отрубила голову, лежавшему без памяти, врагу. Завернув голову в занавес, они со служанкой спокойно вышли из лагеря. Растерявшееся ассирийское войско терпит поражение от напавших защитников города.

Страшный суд. (Климент I , Павел III ) 1534-1541.

Микеланджело проявил большую смелость, изобразив все фигуры обнаженными, в том числе фигуры Христа и Марии (позже, при следующем Папе Павле IV , некоторые фигуры все-таки были «одеты» художником Даниеле да Вольтера, учеником Микеланджело).

Церемониймейстер Папы Павла III Бьяджо да Чезена выразил возмущение и сказал, что подобная живопись подходит скорее для бани или таверны, чем для церкви. Микеланджело не внял его словам, а тут же, как он удалился, изобразил церемониймейстера в нижнем правом углу (а Аду) в виде голого царя Миноса, которого обвивает большая зеленая змея – единственная одежда.

Кожа в руках святого Варфоломея – в складках лица Микеланджело изобразил себя.

Творческая мастерская > Доклады
Hosted by uCoz