|
Культура и искусство этрусков
(26 февраля 2005 года, автор лекции Марина Шаталова, магистр 1 курса Литературного направления филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена)
Этруски – древнее италийское племя, исконные земли которого располагались на территориях современных итальянских областей Лигурия, Тоскана и северный Лацио. Хотя было время, когда территории этрусков занимали более обширную часть Апеннинского полуострова. Народ этот вышел на историческую арену задолго до римлян. Тирренами называли его древние греки, а другие италийские племена – этрусками или тосками. Первое имя сохранилось в названии Тирренского моря, а второе – в названии исторической области Италии, Тосканы.
Сохранилось множество памятников этой культуры – храмы, гробницы, скульптуры, керамика, ювелирные украшения, оружие. Имеются сообщения античных авторов о существовании у этрусков оригинальной литературы – летописей и различных книг культового и светского содержания, с которых делались переводы на латинский язык. До наших дней сохранилось более 10 000 записей на этрусском языке (на саркофагах, погребальных урнах, стелах, статуэтках, сосудах, зеркалах и т.д.). Наиболее древние из них относятся к 7 веку до н.э., а основная масса – к 4-2 векам до н.э.
До сих пор исследователи не установили точного происхождения этрусков. Уже в древности на этот счет не было единого мнения. Так Геродот полагал, что этот народ пришел из Малой Азии, из Лидии. Согласно его теории, в Лидии из-за неурожаев наступил голод, и лидийский царь разделил народ на две части и бросил жребий с тем, чтобы определить, кому остаться, а кому покинуть родину. Главой над переселенцами он назначил своего сына по имени Тиррен. После долгого плавания скитальцы причалили к землям будущей Этрурии и основали здесь свои города. Зваться же этот народ стал по имени своего предводителя – тирренами.
Однако римские историки утверждали, что этруски не могли быть потомками лидийцев, ибо у них никогда не было ни общих богов, ни общих традиций, ни общих законов, а самое главное, не было общего языка.
Язык этрусков – еще одна тайна этого древнего народа.
В 1964 в году около древнего города-порта Пирги были обнаружены 3 золотые пластины, предположительно украшавшие стены местного храма, – билингвы: этрусско-финикийские и этрусско-греческие. Многие посчитали, что это ключ к разгадке языка этрусков (так как и финикийский и древнегреческий языки известны), но эти пластины оказались слишком маленькими и далеко не все символы на них поддаются прочтению. Скорее всего, тексты на этих пластинах даже не идентичны, хотя и повествуют об одном и том же событии.
До сих пор не установлено точно даже то, к какой языковой группе принадлежал этрусский язык, хотя есть предположения что, скорее всего, этот язык принадлежит к иллирийской группе индоевропейских языков и родственен албанскому.
Отчего же так получилось, что великий народ предстает перед нами так смутно и так неясно, что даже язык его не поддается расшифровке?
Римляне неохотно вспоминали тех, кому были во многом обязаны своей культурой и даже своей государственностью. Ведь многие историки считают, что поселения полудиких латинских племен на холмах Палатине, Эсквилине и Квиринале объединили в город именно этруски. После Ромула, согласно легенде, правили еще шесть царей. Последние из них были этрусками. Они происходили из древнего города Тарквинии и правили Римом на протяжении 60 лет.
И даже знаменитая Капитолийская волчица, ставшая символом Рима, является произведением этрусских мастеров.
Войдя в состав империи, этруски постепенно латинизировались. Ученые полагают, что к концу 1 века н.э. этрусский язык перестал быть живым.
Главная причина, по которой этруски не смогли противостоять римскому завоеванию, заключается в том, что Этрурия никогда не была единым государством.
«Страну» образовывали 12 крупных городов (т.н. «двенадцатиградие»), важнейшими из которых являлись Вейи, Клузий, Тарквинии, Перузия, Цере, Вольсинии, Арреций.
Каждую весну в городе Вольсинии главы этих городов собирались с тем, чтобы выбрать главу союза (главой поочередно становился каждый из 12 царей). Однако, этот выбранный царь не обладал реальной властью над страной: должность эта была скорее знаком высшего почета.
С растущей мощью Рима с 4 века до н.э. этрусские города стали один за другим попадать под его власть. 12 отдельных полисов, ревниво охраняя свою независимость, действовали зачастую по принципу «каждый сам за себя», что и позволило Риму поодиночке захватить этрусские города (единоплеменники не помогали своим соседям).
Все, что мир узнал об этрусках, открыто в некрополях, «городах мертвых». Именно там было найдено большинство статуэток, зеркал, предметов оружия, а также множество золотых украшений, мастерство исполнения которых очень высоко. Почти все украшения были сделаны из маленьких золотых шариков или декорированы ими.
Загадка ювелирного мастерства этрусков долгое время оставалась неразгаданной.
Лишь в 1992 году секрет был раскрыт. Вначале ювелир нарезал золотую проволоку на крошечные сегменты, а затем смешивал их с угольной пылью и медью. Этруски знали, что золото в комбинации с медью плавиться при температуре ниже той, которая требуется для плавления этих металлов в отдельности. Шарики золота крепились к изделию с помощью животного клея.
Большой интерес (и большую художественную ценность) представляют этрусские саркофаги и находящиеся на них скульптуры покойников (было принято изображать умерших в полный рост и с непременным портретным сходством). Такие скульптуры могли представлять не только одного человека, но и семейные пары.
Рельефные изображения на стенках саркофагов часто изображали религиозные процессии и культовые акты, которыми сопровождалось погребенье покойного. Религия этрусков
Согласно этрусским представлениям, в центре мира находилась священная гора, где сходились небо и земля. Некой моделью такой священной горы в каждом городе считался храм – «ось мира», место встречи неба, земли и подземного царства.
Древние авторы сообщают, что этруски были более всех народов преданы религии и называли Этрурию «матерью и прародительницей всех суеверий». До сих пор открыт вопрос о происхождении этрусских религиозных представлениях. Сложность отделения собственно этрусской религии от греческой и римской заключается в том, что религиозные сочинения этрусков не сохранились до наших дней в оригинале (только в поздних римских обработках).
Для современных исследователей главным источником при изучении этрусского религиозного сознания являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Однако есть сведения о существовании у этрусков оригинальной литературы культового содержания. В так называемых «книгах предсказаний» (ритуальных книгах) содержались религиозные правила основания городов, освящения алтарей и храмов, указания об организации войска и обо всем, что относится к миру и войне. Есть даже сведения, что некоторые части сакральных книг были написаны в стихотворной форме (очень часто разного рода заклинания называли «тирренскими песнями»).
Этруски славились как большие мастера гадания (гаруспицина – наука гадания по внутренностям жертвенных животных была перенята этрусками от восточных народов). К ним обращались как отдельные люди, так и целые государства. Древние историки писали, что Рим, даже в эпоху своего могущества, в экстренных случаях, грозящих бедой всему народу, специальными постановлениями призывал гадателей из Этрурии, которые могли бы отвести опасность.
Наиболее точное понимание об этрусских представлениях о мире и управляющих им божественных силах дает бронзовая модель овечьей печени ( I век до н.э.) из Пьяченцы (древней Плаценсии), хранящаяся в муниципальном музее этого города. Эта модель была учебным пособием для подготовки гадателей по внутренностям животных. Одна сторона этого сакрального предмета разделена на две части линией и обозначена двумя словами: «луна» и «солнце». Другая сторона этой модели расчерчена на участки, в которых имена отдельных богов даются полностью или в сокращенном виде (последнее обстоятельство затрудняет определение божества. Не всегда также удается понять, почему на одном участке написаны сразу два имени.) Согласно уже проведенным исследованиям, на бортике печени (который отделен от центральной части линией) находятся имена 16 главных богов, а внутри – более подчиненные им боги. Пониманию памятника во многом препятствует отсутствие данных о его ориентации по сторонам света. Решение этого вопроса очень важно, поскольку из свидетельств античных авторов нам известно, что «вредоносность» или «благорасположение» божества зависит от того, где оно находиться (в какой части света).
Боги. Добрые и злые демоны.
Бог Тин = греч. Зевс, римск. Юпитер
Богиня Уни = римск. Юнона – покровительница царской власти
Богиня Менрва = римск. Минерва – покровительница ремесла и ремесленников.
Сатрес = римск. Сатурн
Нетунс = греч. Нептун – бог источников и текущих вод, бог подземного царства. Подобное совмещение не кажется весьма логичным, так как источники, рождение которых наблюдали этруски, вытекали из того же неведомого подземного мира, куда, согласно их представлениям, уходили души умерших. Это соответствует и представлениям о подземном царстве, окруженного водами подземных рек. Именно из-за представлений о мире мертвых, как об отделенном от мира живых водой, этрусские города от кладбищ всегда должна была разделять река.
Вместе с культом богов у этрусков существовал культ добрых и злых демонов (непременный атрибут всех демонов – наличие крыльев). К главным из них относятся:
Лаза – добрый демон, покровительница дома и домашнего очага. Обычно ее изображали юной девушкой с небольшими крыльями за спиной. В руках она обычно держала зеркало, иглу или сосуд с благовониями.
Ванф – демон загробного мира. Она обычно изображалась как женщина с большими крыльями за спиной. Именно Ванф была проводником душ умерших в царство мертвых, и ее часто изображали на фресках со сценами прощания с мертвыми. В руках у Ванф – свиток, в котором записаны все деяния покойного. В более поздних вариантах она появляется с мечом и факелом или ключами от загробного царства.
Тухулка – демон загробного мира. Изображался как существо с телом человека, клювом хищной птицы, ушами осла и с волосами в виде змей.
Этрусские гробницы и находящийся в них погребальный инвентарь – прекрасный источник для изучения представлений этого народа о загробной жизни. Стоит отметить, что на ранних этапах развития этрусского общества господствовал примитивный взгляд о местонахождении душ умерших там, где хранятся человеческие останки. Отсюда и стремление снабдить покойника всем необходимым для загробной жизни, которая мыслилась как продолжение земной. В могилу клали одежду, оружие и все, что могло понадобиться покойному. Периодически приносились пища и вода.
Позднее появилось представление о загробном царстве. В городах, основанных по этрусскому ритуалу, 2 главные улицы сходились в центре города. Там находилась большая яма, которая и считалась входом в подземное царство. Эту яму закрывал большой камень, который в определенные дни поднимали – в эти дни запрещались веселье и праздники, так как это были дни траура по всем умершим, находящимся в царстве мертвых. Этот обряд в последствии стал частью римских представлений о загробном мире.
О том, какой именно этруски представляли жизнь в загробном мире, можно судить по фрескам, покрывающим стены гробниц. С 5 века до н.э. на них появляются фигуры демонов и чудовищ, которые сопровождают души умерших в подземное царство или уносят их на руках. К этому же времени относятся изображения наказаний душ, что доказывает наличие в этрусской религии веры в загробное воздаяние. Судьями в загробном мире являются боги Aita и Pherspnei (ср. с греческими Аидом и Персефоной).
Сходство с религией римлян объясняется прямыми заимствованиями последней из более древней и развитой религии этрусков.
Обычной и наиболее распространенной частью культа было жертвоприношение. Этрусская религия выработала учение, строго определяющее виды жертв, способ жертвования, место и участников жертвоприношения. В жертву приносили зерно, плоды, вино и различных животных.
По статуэткам, погребальным рельефам, фрескам могут быть изучены такие элементы культа как: религиозные пляски, торжественные процессии, гадания и др. К специфическим этрусским элементам культа можно отнести вспахивание территории будущего города священным плугом (по приданию Ромул основал Рим согласно этому обряду, вспахав участок земли на Палатине).
Несомненны следы человеческих жертвоприношений. Обычно жертв закалывали или забивали камнями. Обычай человеческих жертвоприношений объясняет возникновение у этрусков гладиаторских боев. Из собственно Этрурии они проникли в колонизированную этрусками Кампанию, а потом уже были заимствованы оттуда римляне и превращены в массовое зрелище.
|