Lo Studio Italiano. Главная. Языковые версии.
| Доклады |
| Итальянские вечера|


Греческая мифология
Сикстинская капелла

 

Творческая мастерская > Доклады

Греческая мифология

(27 ноября 2004 года, автор лекции Марина Иванкива, магистр 1 курса Литературного направления филологического факультета РГПУ им. А.И. Герцена)

Человек жил в мире природы, постоянно испытывая к ней смесь благоговения, любви и страха.

Это чувство не сразу привело его к понятию Единого Бога.

  1. Три стадии мифологического сознания
  2. Фетишизм -> атрибуты

    Зооморфная стадия -> священный животные

    Антропоморфность (так как человек судил о внешних вещах по себе, то видел в каждой части создание подобное себе -> боги подобны людям, прекрасны, им свойственны те же страсти, те же потребности, Гомер приписывает им чувства ненависти и любви, ненависти и зависти)

    Особенности греческой религии

    Слово религия не означало того, что значит сейчас. Религия не ряд догм, учение о Боге, символ веры, а ряд обрядов, действий внешнего служения.

    Эллины не отделяли власть религии от власти государства. Религия вмешивалась во все, лишь немногие умы поднимались выше тех верований, которые она читала обязательными. Развитие философии у римлян разрушило эту религию.

    Характерна слабость влияния религии на нравственное руководство жизнью, на характеры и страсти. Религия не стремилась к неограниченному господству ->

    • отсутствие жреческого сословия
    • невыработанные принципы веры, решающие вопросы награды и наказания после смерти, будущей жизни. Вера в будущую жизнь не имела определенной формы (сравни у кельтов)

    Религия каждого греческого государства носила внешний характер, и не имела отношения к теогонии, философии, даже морали. Религия приспосабливалась ко всему как и сам греческий гений.

    Не смотря на возможные несовпадения между культами разных районов Греции могли противоречить друг другу, но мы не находим следов религиозных войн, массового преследования или осуждения, образования партий вокруг того или иного культа.

  3. Космогонический миф древних греков
  4. Пантеон богов
  5. Зевс/Дий (исконно гереч.) (рождение, спасение на Крите -> образ быка -> Критский бык, Минотавр – воплощение Зевса, убийство Кроноса; господство на Олимпе, жены (Метида, Фемида, Гера); Мнемосина (музы), Лето (Артемида и Аполлон), Алкмена, Ио, Семела, Даная, Калисто) и неведение собственной судьбы)

    Посейдон – владыка морей, независимость, спор с Афиной,похищение Амфитриты, отец Тесея

    Аид/Гадес – владыка царства мертвых (похищение Персефоны, Персефона и Деметра, Гомер наз. Аида добрым и гостеприимным, представление о загробном мире)

    Гера (Гефест: рождение и вражда)

    Аполлон (губитель: Патрокл, Ахилл, марсий, Ниоба и благодетель: врачеватель Асклепий, прорицатель: Кассандра, Мопс, Сибилла, музыкант, покровитель искусств; Аполлон и Дафна/по Овидию)

    Артемида (богиня дева, хранительница законов, лес, амозонки, Ипполит, Адмет, Актеон; Артемида-Семела (луна) и Эндимион)

    Дионис/Бахус/Вакх ( божество земледельч. круга, экстатический характер праздненств, возникновение театра из дионисийского культа)

    Не забудем, что экстатичность чуждая эллинскому богопочитанию, была свойством лишь одного из них – Диониса, и что именно она отличала Вакха от всех других бессмертных. (И. Анненский)

    Гермес (вестник богов, спутник умерших, крылатые сандалии и золотой жезл)

    Афина (рождение, Посейдон и А., Арес и А., змеи и совы, герои, Арахна)

    Афродита/Киприда (из крови оскопленного Кроноса или дочь Зевса и Дионы, любовь и красота/Иштар и Исида/, Адонис, Парис (спор богинь), Эней, кара Ипполита и Нарцисса)

    Арес (самый ненавистный на Олимпе)

  6. герои – полубоги
  7. Персей (сын Данаи и Зевса, горгона Медуза -> эгида Афины, Андромеда)

    Геракл (Зевс и Алкмена, ненависть Геры, Геракл и Мегара, Эврисфей, 12 подвигов, Деянира и Несс, брак с Гебой)

    Орфей (певец и музыкант, Орфей и Эвридика, Орфей и Дионис)

    Тесей

    Ясон

  8. Троянский цикл
Фрагмент греческой вазы. Аякс и Кассандра

Суд Париса, Похищение Елены, Осада Трои, Гектор и Ахилл, Боги как участники войны, поединки (греч. вазы) , Троянский конь, Лаокоон и Касандра, Эней, бежавший из Трои; связь греческого и римского.

Никого, только цветы, колючки и ветер, и всегда внизу море сверкает – синее, как в раю. И в море – острова, такие розовые, как пенки какао. И такое впечатление, что страна пустая, ненаселенная, только птицы, звери, неизвестно чья коза с колокольчиком, и боги, всюду боги, и в ветре, и в скалах, и в сосновых рощах. Иногда это божественное присутствие так сильно, что, кажется, быстро обернешься – и поймаешь краем глаза край мелькнувшей эфирной одежды .(Толстая)


Творческая мастерская > Доклады
Hosted by uCoz